Артур Лааст. Вспоминая Людмилу Глушковскую
1-2/2023 (85-86) 11.09.2023, Таллинн, Эстония
Детище Людмилы Глушковской и ее супруга Юрия Зотова было хорошо известно московским коллегам. Помнится, что когда в нашем посольстве в Российской Федерации проходил вечер журнала “Вышгород”, кажется в 2002 году, то на приглашение Людмилы Францевны и посольства откликнулись представители всех “толстых” литжурналов столицы. Такой же вечер прошел тогда в Музее Марины Цветаевой. В нашем журнале публиковались многие современные российские авторы, а также редкие и ценные литературные паматники русской литературы и культуры 19-20 веков. Зачастую такие материалы были посвящены давнишним литературным, да и персональным связям с нашей эстляндской стариной.
В течение более чем 25 лет журнал выходил благодаря упорству и целеустремленности издателя. Ей приходилось постоянно преодолевать равнодушие финансировавших печатание чиновников, благо в суть публиковавшихся материалов они не вникали. К тому же, в журнале и так выходили регулярно переводы как классиков, так и современных прозаиков и поэтов Эстонии. Значительную часть занимали мемуары эстонских и русских деятелей культуры, которые подвергались в течение десятилетий сталинским репрессиям. В этом смысле линия журнала и его главного редактора оставалась всегда бескомпромисна – против всех проявлений тоталитаризма. Я назавал бы это миссией издателя “Вышгорода”.
В редакции на ул. Пронкси 3, а позже на ул. Каэра 21 гостя всегда потчевали чаем и печеньем. Беседы с Людмилой Францевной были неизменно дружескими и взаимно интересными. Мы говорили и о личном, о прошлом. Людмила подарила мне свою книгу “Печаль моя светла” (2019), то есть совсем недавно. Я прочел ее – это очень раскованный рассказ о прошлом, о поэзии и любви, о жизни с мужем-поэтом (на чьих похоронах довелось весной 2015 года присустствовать).
Из русских литературных журналов после “Радуги” и “Вышгорода” остался только “Таллинн”, который продолжает теперь выходить в виде альманаха. Мне же мечтается, что появится некий молодой и сильный литератор, богатый идеями и возможностями, который продолжит немалую традицию наших литературно-художественных изданий на русском языке, подхватит факел у предыдущих поколений, которые служили литературнуму делу с чувством долга. Как это делала незабвенная Людмила Францевна Глушковская.